Нижегородский бизнес мигрирует за пределы региона

Читсовет ДКИздание "Деловой квартал" провело очередной читательский совет. Эксперты выявили новые тренды, сложившиеся под влиянием политической и макроэкономической ситуации в стране и оказывающие влияние на нижегородский бизнес.

Все ли в Крым?

В части привлекательности для бизнеса Крыма мнения собравшихся разделились. Если юридические и страховые компании, а также представители интернет‑компаний с интересом смотрят на новый рынок, то крупные банки отнюдь не стремятся открывать там свои филиалы.

Управляющий партнер юридической фирмы Timofeev / Cherepnov / Kalashnikov Олег Тимофеев признался, что его московские коллеги уже открывают офисы в Крыму: «Важный вопрос сегодня — адаптация местной правовой системы и местного бизнеса к российским реалиям и российскому законодательству. Вот это благодатная почва для развития юридических компаний, но в настоящее время преимущественно крупных и федеральных. Но в целом территории Крыма для развития нашего бизнеса самая благоприятная».

Также вполне оптимистичны представители страхового сектора. Как отметил директор филиала компании ООО «Росгосстрах» в Нижегородской области Сергей Котов, компания уже рассматривает продолжение работы подразделения в Крыму в 2015 г.

«С точки зрения развития страхового бизнеса потенциал у территории есть», — подчеркнул он.

Однако банковский сектор в Крым не спешит. Управляющий филиалом «Нижегородский» банка «ГЛОБЭКС» Николай Русов одной из причин называет возможное введение новых санкций.

«Здесь открываются перспективы для вновь создаваемых или просто малых банков, которые решатся построить к Крыму свою сеть. Правда, они будут вынуждены работать, в основном, в рублевой зоне, поскольку международные расчеты для них могут быть осложнены. Тем самым они могут составить новую для рынка бизнес‑модель по работе с крымскими предприятиями и населением», — поделился вариантом возможного развития событий Николай Русов.

Но при этом банкиры не видят большой проблемы в этом для населения Крыма.

«Сейчас государство будет решать там первоочередные проблемы, и, скорее всего, не с помощью находящихся там банков, а используя другие ресурсы. Поэтому работающие там локальные банки с имеющимся спросом населения будут способны справиться», — говорит директор регионального центра Волжский Райффайзенбанка Александр Грицай.

Куда смотрит нижегородский бизнес

Как отметили большинство собравшихся, одним из главных последствий введенных санкций стала переориентация работы нижегородского бизнеса. По словам Алексея Захарова, представителя Банка расчетов и сбережений, «все больше внимания сегодня обращено на китайский рынок, особенно в части приобретения оборудования». Как рассказала директор нижегородского филиала лизинговой компании «Балтинвест» Вероника Зубарева, программы приобретения в лизинг китайского транспорта или оборудования отличаются сегодня более высокими авансовыми платежами и процентными ставками по сравнению с европейской техникой:

«За счет этого мы наполняем портфель ликвидными активами европейского производства. Так как компании берегут оборотные средства и не готовы идти на большие расходы при закупке китайской техники и платить аванс в размере 30‑50%, они финансируют приобретение европейской техники, аванс на которую может составлять 5‑10%».

Николай Русов отметил: «И у государства, и у банков, и у реального сектора экономики сегодня есть длинные задолженности, которые придется возвращать, если их не рефинансируют. Введенные санкции этому не способствуют, но пока это и не влияет сильно на банковскую систему». По мнению Владимира Нелюбова, управляющего филиалом «Приволжский» Citibank Russia, российские банки и компании выход на азиатские площадки рассматривают весьма скептически: «Наиболее вероятным вариантом развития событий станет обращение за помощью к государству, что некоторые из них, попавшие под влияние санкций и испытавшие на себя ограничение доступа на западный рынок капитала, уже и делают. В 2015 г. российским банкам и компаниям предстоит заплатить около $112 млрд западным партнерам. В этом году еще около $50 млрд. Если раньше эта задолженность легко рефинансировалась на Западе, то теперь такой возможности нет».

Уже введенные санкции отражаются на бизнесе нижегородских компаний по-разному. Директор НФК Юрий Конев признался:

«Нашу компанию затронули совершенно конкретные санкции, связанные с продуктами питания. Мы были вынуждены пересмотреть свою работу с клиентами и дебиторами клиентов. Мы ограничили работу с клиентами, которые осуществляют ввоз импортных товаров и их реализацию. Это, соответственно, ограничило и рост нашего портфеля и развитие бизнеса наших клиентов, которые вынуждены сейчас подыскивать альтернативные решения, выходя на другие страны либо пользуясь товарами‑аналогами».

Социальные последствия уже на подходе

Еще одним аспектом, на который нельзя не обращать внимание, является демографическая ситуация в стране и новые миграционные процессы. Во‑первых, приток мигрантов из числа вынужденных переселенцев с территории Украины (по данным УФМС, в Нижегородской области зарегистрировано более 6 тыс. человек) уже начал создавать ряд проблем на рынке труда.

Как отметил Олег Тимофеев, на некоторых нижегородских предприятиях уже работают украинские рабочие, имеющие разрешение на работу, но не желающие получать статус беженцев.

«Обычным правовым путем при увеличении числа таких работников идти будет сложно — если только государство не увеличит квоты», — поделился опасениями Олег Тимофеев.


«За последние три месяца мы отмечаем небывалый наплыв людей с Украины, которые находятся здесь в поисках работы, причем удаленной работы. В нашей сфере труд специалистов‑фрилансеров используется часто. И сейчас идет огромный шквал обращений от украинских разработчиков. Это приводит к снижению стоимости услуг специалистов для компании, и соответственно, сокращению расходов. Вряд ли мы будем использовать только украинских специалистов с целью снижения издержек, но такая тенденция уже прослеживается довольно четко», — рассказал Алексей Ряжкин.

Следующую тенденцию отметил руководитель филиала «Манго Телеком» в Н.Новгороде Михаил Пекерский:

«Людей, работающих удаленно, стало появляться гораздо больше, причем в малых городах. И многие компании, как московские, так и нижегородские, начинают этим активно пользоваться. Образование сегодня также становится дистанционным, и у людей в малых городах есть возможность дистанционно получить и образование, и работу».

Изменение в целом социального портрета работающего человека заметила и управляющий партнер юридической компании «ТМ Сервис» Юлия Крузе. По ее словам, сегодня появилось колоссальное количество фрилансеров:

«Молодые люди сейчас в меньшей степени хотят работать в офисах или по трудовому распорядку. Им достаточно знаний и умений, чтобы достойно конкурировать на рынке с участниками профессионального рынка. У нас появилась более расширенная категория надомников, и законодательно их сегодня также уже пытаются контролировать».

Развитие инфраструктуры и коммуникаций в районах области приводит к тому, что все больше нижегородских предприятий предпочитают организовывать свои рабочие места вдали от областного центра.

«Это объясняется более доступной землей и обилием структурных решений за пределами города. Только за первое полугодие 2014 г. для построения каналов связи к нам обратилось несколько десятков вновь открывающихся предприятий — от сферы услуг до тяжелой промышленности. Чаще всего на этих предприятиях работают специалисты высокой квалификации и им, как следствие, требуется более скоростной доступ в интернет и все более высокотехнологичные и инновационные решения», — рассказал коммерческий директор МТС в Поволжье Алексей Иванов.

В целом эксперты отметили усилившуюся миграцию нижегородского бизнеса и за пределы региона, преимущественно в соседние области.

«Те, кто уже перерос нижегородский рынок (например, представители ритейла) следующим шагом для себя видят построение бизнеса в соседних Кировской области или в Чувашии. Это естественное развитие: московские игроки приходят к нам, наши, как только перерастают свой потенциал, идут дальше», — поделился наблюдениями управляющий Нижегородским филиалом банка ВТБ Игорь Рожковский.

Стратегии развития — дистанционные каналы и качество

Возрастающая роль онлайн‑сервисов была отмечена прежде всего в банковском бизнесе.

«Ежегодно мы прирастаем на 20‑25% по количеству пользователей интернет‑банка и других каналов дистанционного обслуживания. И если еще пару лет назад российские онлайн‑сервисы оставляли желать лучшего, то сейчас они совершили бурный скачок, и банки очень сильно конкурируют друг с другом именно в этом сегменте. Это влечет за собой внутреннеее перестроение бизнеса банка, то есть отпадает необходимость в очень большом количестве отделений, которые привлекают клиентов. Безусловно, эти отделения нужны, но для дальнейшего обслуживания уже нет необходимости постоянно видеть клиента в отделении. Предлагать клиенту продукты мы можем либо также онлайн, либо при его визите в банк, который он совершает с какой‑то степенью регулярности», — отметил Александр Грицай.

По словам Ольги Каменской, вице‑­пре­зидента, директора Нижегород­ского филиала СОАО «ВСК», страховые компании пока не применяют интернет‑технологии так же широко, как банки. «У нас существует необходимость в личном контакте с клиентом — например, при осмотре имущества или иного объекта страхования.

И даже когда мы получаем онлайн‑заявки, мы предпочитаем встретиться с клиентом лично. Конечно, сейчас в любом бизнесе активно внедряются интернет‑технологии, и в страховании тоже есть определенный прогресс. Из недавних нововведений — перспектива появления электронных полисов ОСАГО. Однако пока не во всех видах страхования возможно применение интернет‑продаж», — рассказала Ольга Каменская. Как отметил ее коллега, директор Нижегородского филиала компании «Росгосстрах» Сергей Котов, даже при еще несовершенном уровне онлайн‑сервисов только за полгода РГС заработала более 1 млрд руб. с помощью интернет‑продаж.

Среди представителей компаний малого и среднего бизнеса также произошел бурный скачок использования так называемых облачных приложений, используемых для оптимизации расходов и снижения издержек. Но, по мнению Алексея Иванова, рынок этот находится пока в зачаточном состоянии.

«Рынок растет бурно, но надо понимать, что растет он с малых цифр. Только сейчас бизнес стал понимать, что действительно те решения, которые мы предлагаем, — будь то облачные приложения или другие мобильные сервисы, — могут серьезно оптимизировать их деятельность и сократить расходы. Сейчас это особенно актуально: каждый месяц мы наблюдаем сотни компаний, которые начинают считать деньги и обращают внимание на выгоду применения инновационных технологий», — рассказал Алексей Иванов.

Еще одним трендом, влияющим на качество обслуживания, как отметили эксперты, является тот факт, что клиенты становятся более требовательными к уровню сервиса.

«Очень большое значение имеет то, насколько та или иная сервисная организация — банк или магазин, отделение связи, — умеет правильно выстраивать работу с клиентами, пришедшими в офис. Недовольство клиента возникает от того, что он не понимает что происходит, не понимает, почему очередь и почему специалисты обслуживают так долго. Но как только появляется кто‑то, кто начинает общаться с клиентом, объяснять, почему он теряет свое время и предлагает какую‑то альтернативу, то конфликт сразу сглаживается», — поделился Александр Грицай.

Как отметил директор учебного центра компании БКС Сергей Савельев, многим российским игрокам сферы услуг не помешало бы взять за основу опыт зарубежных брендов. «Работа там построена так, что менеджеры или даже директора в случае скопления очереди сами общаются с клиентами. У нас этого нет, либо очень редко», — посетовал г‑н Савельев.

В том, что общение руководства с клиентом всегда идет на пользу бизнесу, уверены все эксперты. «Любой наш клиент может позвонить напрямую председателю правления. Его телефон указан на плакатах, имеющихся в каждом отделении банка. И практика показывает, что человеку важен даже не сам разговор, а предоставленная возможность, опция «позвонить председателю правления». Как правило, никто не звонит, чтобы рассказывать об очередях в отделении, чаще просят помочь в действительно каких‑то сложных ситуациях. И даже если человек сам не прав, но не хочет услышать менеджера на месте, он зачастую быстро удовлетворяется разъяснением ситуации из уст главы банка. За месяц председателю правления приходит максимум 10 звонков. Для нас при этом главное, что есть возможность анализировать — с какими проблемами к нему обращаются люди. А человеку важно, что ему дают обратную связь», — рассказал Александр Грицай.

Кроме того, обострившаяся конкуренция в банковском секторе заставила банки пересмотреть стратегические направления развития. Ранее развивавшееся бурными темпами потребительское кредитование значительно снижает свои объемы, а корпоративный бизнес замер в ожидании лучших времен.

«Нельзя сказать, что объявленные санкции государственным банкам сегодня как‑то повлияли на бизнес или привели к серьезным ограничениям в части расчетов, но психологический эффект есть, это правда. В условиях непростой макроэкономической ситуации наиболее перспективным для банков является сегмент малого и среднего бизнеса. Сегодня к нему обращено довольно серьезное внимание и со стороны финансовых институтов, и со стороны властей, которое будет только увеличиваться. Мы уже на протяжении последних 2‑3 лет наблюдаем достаточно серьезную конкуренцию в этом сегменте, и она будет только ужесточаться», — поделился управляющий нижегородским филиалом ВТБ Игорь Рожковский.

Консервативных стратегий развития придерживаются и представители страхового сектора. Александр Авакянц, вице‑президент Дивизиона «Поволжье» Группы Ренессанс страхование, уверен, что тенденция сворачивания бизнеса по ОСАГО в регионах, начатая основными игроками в конце 2013 года, также продолжится.

Арина Миронова, "Деловой квартал" - Нижний Новгород.

Отзывы и рекомендации


ООО "Маммут Рус" настоящим письмом выражает вам искреннюю благодарность и признательность за профессиональную юридическую поддержку в области в области трудового и административного права, оказанную нашему предприятию.
Руководитель трудовой практики "ТЧК" Ирина Питунова проявила себя как юрист высоких компетенций, продемонстрировав профессионализм в текущем сопровождении компании по трудовым и административным вопросам.
Юрий ПоповГенеральный директор

Рейтинги

Ассоциации и союзы